19.11.2008

Организация самостоятельной и индивидуальной работы студентов средствами Google

Развитие высшего образования сегодня ориентировано на формирование специалиста, способного к самостоятельному поиску и освоению знаний. В постиндустриальном обществе, объемы информации растут в геометрической прогрессии и содержание образования обновляется постоянно. В этих условиях актуальными становятся идеи непрерывного образования и компетентностного подхода.
Система непрерывного образования, «являясь гибкой, постоянно развивающейся и открытой, должна обеспечить человеку возможность на любом этапе жизни получить необходимый объем знаний и умений, позволяющий ему включиться в социально-экономическую деятельность общества» [5, с. 21]. Если раньше целью образования было прежде всего усвоение учащимся некоторого набора знаний, умений и навыков, то сегодня такой подход не удовлетворяет изменившимся социально-экономическим условиям. Понятия «компетенции» и «компетентности» более соответствуют пониманию современных целей образования. Компетенции как способы деятельности, как сформированные способности к самостоятельной постановке задач и поиску решений. Всё это призвано помочь учащемуся и дальше успешно ориентироваться в современном многофакторном, информационно и коммуникационно насыщенном пространстве.
Компетентность — это овладение личностью соответствующей компетенцией, соответствующими способами деятельности, её готовность решать задачи на основе приобретенного опыта.
Компетенция – понятие более сложное чем традиционные знания, умения и навыки. В неё входит также психологическая и практическая готовность личности к самостоятельной, в том числе и образовательной деятельности.
Говоря о профессиональной компетентности, А.К. Маркова подчеркивает:
- компетентность не сводится к образованности человека;
- компетентность представляет сочетание психических качеств, позволяющих действовать самостоятельно и ответственно;
- основой суждений о компетентности человека является оценка и измерение конечного результата деятельности;
- компетентность является характеристикой отдельного человека и проявляется в результатах его деятельности [2, с. 308].
Одновременно современные тенденции в образовании таковы, что удельный вес дистанционных форм обучения на базе компьютерных телекоммуникаций и интернет технологий растет. Идет интеграция очных и дистанционных форм обучения. По прогнозам «уже в обозримом будущем примерно 40-50% учебного времени не только в вузах, но и в школах (по мере создания соответствующих условий) будет отводиться дистанционному обучению» [3, с. 87]. Доля использования Интернета в образовательных целях на Западе существенно выросла по сравнению с двухтысячным годом. По данным отчетов исследовательской организации Pew Internet and American Life Project с 2000 года использование Интернета в образовательных целях (в Америке) увеличилось на 45%, число пользователей поисковых порталов выросло с трети от общего числа пользователей Интернета до почти половины (49%), 62% взрослых пользователей сети используют средства интернет коммуникации для работы, 78% от всех пользователей Интернета хоть раз использовало сеть для выполнения научного исследования или для публикации его результатов [1]. В связи с политикой информатизации образования, обеспечение доступа к ресурсам Интернет – одно из приоритетных направлений национального проекта «Образование» [5]. Если раньше самостоятельная работа студентов осуществлялась непосредственно в процессе аудиторных занятий, на лекциях и практических, на консультациях, во время прочих контактов с преподавателем вне аудиторных занятий, в библиотеке, дома, а формы и границы такой работы были достаточно размыты, то с появлением сети Интернет и предоставляемых ею сервисов появилось новое учебное пространство, в котором может быть организована самостоятельная работа студентов.
Учебное пространство в классическом понимании – это противостояние педагога и ученика, выраженное даже в расположении парт и стола учителя. Первые шаги в сторону демократизации учебного пространства появились с введением нестандартных типов занятий, таких как «круглый стол», «мозговой штурм», где инициатива переходит от учителя к ученику, но лишь Интернет позволил сформировать действительно личное учебное пространство.
Термин - Личное учебное пространство - Personal leaning environment предложил Девид Делгадо.
В работе Делгадо в центре схемы стоит пространство внутри оболочки ELGG - где он поддерживает свой блог и куда сходятся RSS потоки от множества других источников.
ELGG – практически неизвестный в России социальный сервис, сочетающий в себе функции блога и RSS ридера.
Автор Web 2.0

Существенный недостаток предложенной Дельгадо схемы состоит в том, что пространство становиться, не только личным, но и изолированным.
Другой недостаток представленной схемы – невозможность реализовать внутри нее все компоненты образовательного процесса. Вот основные виды деятельности, обеспечивающие образовательный процесс:
- информационная (предоставление учебного материала),
- практическая (работа с учебным материалом),
- коммуникационная (обсуждение учебного материала, осуществление совместной учебной деятельности, консультация),
- оценочная (контроль).
Схема Дельгадо позволяет получать информацию (RSS ридер) и работать с ней (выкладывая результаты проектов в различных внешних приложениях и блоге). Организовать стабильную учебную группу внутри такой схемы будет достаточно сложно, поскольку внешние приложения, предложенные Дельгадо, в основном не позволяют пользователям осуществлять совместную деятельность.
Образовательная среда, созданная посредством сервисов Google позволяет осуществлять все эти виды деятельности. Cервис Google ориентирован на создание личного «кабинета», в который могли бы стекаться различные информационные потоки, и одновременно предоставляет достаточно возможностей для поддержания контакта, коммуникации, и также совместной работы с другими пользователями.
Google – удобное средство организации кратковременных проектов, т.е. проектов, имеющих некоторые временные рамки, неизменный состав участников и подразумевающий некоторый результат совместной деятельности.
Пользуясь сервисами Google, можно, не покидая личного учебного пространства, успешно взаимодействовать с одной или несколькими учебными группами.
Автор Web 2.0

Мы получаем не одноуровневую – как в схеме Делгадо – связь, а возможность строить сложные отношения в группе, обогащая схему, привнося в нее элемент сотворчества и сотрудничества.
Возникает сеть пользователей с равными правами, которые могут: совместно редактировать документы разных форматов, общаться на равных, оставлять записи в группах.
Учебное пространство, оставаясь личным, децентрализуется.
С одной стороны мы получаем рабочую площадку для размещения материалов, с другой – ценность каждого участника в рамках этой площадки устанавливается им самим, вернее тем вкладом, который он вносит в общее дело.
Специфика всех сервисов Google состоит в возможности совместной работы над любым контентом: приглашая пользователей, вы можете вместе редактировать документ, отслеживая все изменения, внесенные тем или иным соавтором (с возможностью вернуться к любому из вариантов), составлять коллективные расписания (исключая путаницу и возможные накладки в графике работы) и загружать требуемые фото и иллюстрации.
Возможность создания групп позволяет организовывать совместную работу над проектами, отводя под каждый проект отдельную площадку в сети (аналог сайта с его разделами и форумами).
Google Groups, Google Talk, Google Docs – основные сервисы осуществления совместной деятельности, информационного взаимодействия.
Однако Google предлагает множество прочих сервисов, каждый из которых может обеспечивать ту или иную деятельность в рамках образовательного процесса.





ИнформационнаяПрактическаяКоммуникационнаяОценочная
Blogger – блог, новостная лента

Groups – аналог сайта

Reader – RSS агрегатор

Документы – документы, таблицы, презентации

Календарь - расписание

Picasa – фотографии, рисунки

YouTube – видео

Maps - карты
Groups – аналог сайта
Документы – документы, таблицы, презентации

Maps - карты
Gmail – почта

Talk – сервис мгновенных сообщений
Google Moderator - организация опросов


Дополнительные приложения: iGoogle – рабочий стол, GoogleSpace – хранение файлов, Google Analytics – анализ статистики посещаемости сайтов, Google Chart Creator – построение сложных диаграмм, Google Page Creator – редактор страниц, Блокнот – буфер обмена.

Список литературы:
1. Pew Internet and American Life Project http://www.pewinternet.org
2. Маркова, А.К. Психология профессионализма /А.К. Маркова. – М., 1996.
3. Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Интернет в образовании: специализированный учебный курс. М: «Обучение-Сервис», 2006
4. Нормативные документы / Федеральное агентство по образованию РФ // http://www.ed.gov.ru/priorprojectedu/internet/
5. Тыртый С.А. Теоретический аспект осмысления идей непрерывного образования. / Культура. Наука. Интеграция, 2008 № 2.