24.09.2008

Интернет общение. Сетевые дискурсы











Жизнь человека, его развитие, его общественные отношения невозможны без коммуникации. То же относится и к образованию как процессу передачи знаний. В эпоху развития информационно-коммуникационного общества, значительную часть которого составляет глобальная сеть Интернет, доля дистанционных форм обучения в образовании становится все выше и по прогнозам в ближайшие годы достигнет 40-50% от общего учебного времени. В этих условиях вопрос успешной коммуникации посредством сети Интернет становится особенно важным.

Коммуникация в широком своем понимании, как обмен информацией, может быть однонаправленной (например, лекция) или представлять собой совместную деятельность участников коммуникации. Наиболее интересным в условиях гуманистического подхода к образованию, представляется диалоговый характер общения, где задача учителя от простой трансляции знаний переходит в консультационную, направляющую и развивающую плоскость. Диалоговая форма общения обеспечивает двустороннюю связь обучающего и обучаемого, делает процесс обучения более гибким, отвечающим конкретным потребностям учащегося – более индивидуальным.

Чтобы успешно решать педагогические задачи, преподаватель должен понимать, что общение в сети Интернет отличается от привычного общения, имеет свои особенности и ограничения. Восприятие текста в сети Интернет зависит от технологических средств, которые и определяют понимание речи. Обращаясь к тому или иному средству общения (электронной почте, чату, форуму, блогу) преподаватель должен осознавать их специфику и особенности, чтобы успешно использовать в своей практике.

Анализируя тексты, лингвисты пользуются такими понятиями как дискурсы и фреймы. Дискурс - связный текст в совокупности с надлингвистическими факторами. Текст, взятый в событийном аспекте. Речь как целенаправленное социальное действие. Тот или иной дискурс формируется фреймами - типовыми ситуациями общения[1]. Другая сторона дискурса - это этнографические, психологические и социокультурные аспекты порождения и понимания речи.

Например, в типовой ситуации общения покупатель-продавец каждый участник общения из некоторого готового набора фраз будет выбирать те, которые позволят ему успешно осуществить коммуникацию (совершить покупку / продать товар). Ситуация общения будет диктовать выбор тех или иных слов, устойчивых выражений, предложений-шаблонов. Практически всегда, ознакомившись предварительно с ситуацией общения, человек сможет довольно точно предсказать, как будет протекать диалог. На этом принципе строятся задания в учебниках иностранного языка: составьте диалог по картинке. Картинка и является фреймом, заданной ситуацией общения. Та же ситуация общения в другой стране может иметь свою специфику, порожденную этнографическими или социокультурными факторами. Не зря в путеводителях и разговорниках покупкам за рубежом отводится, как правило, отдельная глава.

Выбор тех или иных языковых средств в речи в первую очередь зависит от таких экстралингвистических факторов, как возраст, социальный статус собеседника, ситуация общения (формальная, неформальная обстановка), а также от того, в каких отношениях друг с другом находятся беседующие (напр.: родственники, ровесники, коллеги и т.п.). Причем, для начала общения двух незнакомых людей им, как правило, требуется участие третьего лица, представившего бы их друг другу, или - как минимум - обстановка (вечеринки, семинара, деловой встречи), располагающая к самостоятельному знакомству. Знакомство на улице, в транспорте и т.п., как правило, не имеет конкретной цели, зачастую не выходит за рамки собственно общения (например, случайные попутчики в поезде), носит недолгосрочный и необязательный характер и может быть не принято другой стороной.

Общение в сети Интернет носит более целенаправленный, внеязыковой характер. Как правило цель интернет общение – это поиск или совместное порождение нового знания, контента. Начало общения между двумя незнакомыми пользователями не требует вмешательства третьих лиц, может быть инициировано любой стороной. Интернет – это уникальная языковая среда, где нет четко выраженных этнографических границ, а психологические и социокультурные аспекты порождения и понимания речи затруднены невозможностью самостоятельно определить возраст и социальный статус собеседника.

Типовыми ситуациями общения - фреймами - в языковой среде Интернет можно назвать те или иные программные средства, которыми это общение осуществляется. Поскольку именно программные средства диктуют тот или иной набор экстралингвистических факторов. В зависимости от использования того или иного средства общения можно выделить дискурс электронной почты, форума, чата и блога. Точно так же, как ситуация общения покупатель-продавец не может выйти за рамки, очерченные фреймом (так, чтобы не помешать успеху коммуникации, т.е. здесь покупке / продаже товара), так и каждая из форм электронного общения имеет свои рамки и технические ограничения, которые могут существенно повлиять на успех коммуникации (здесь обучение).

Электронная почта - первый из исторически сложившихся типов общения в сети интернет. Предполагает, что собеседники уже знакомы друг с другом, или хотя бы один из них имеет о своем адресате такую экстралингвистическую информацию как возраст, социальный статус или хотя бы род занятий, должность. Как правило, все письма начинаются с приветствия (поскольку общение: 1. адресно, а с человеком принято здороваться при каждой встрече, 2. носит "отложенный", асинхронный характер, не предполагает немедленного ответа, т.е. общение может быть продолжено и на следующий день, при "следующей встрече"). Первое письмо, призванное положить знакомство - логично должно содержать в себе некоторую информацию о написавшем его. Имя отправителя и его цель - тот необходимый минимум, который должен непременно быть дан в самом начале послания, сразу после приветствия. Поскольку общение носит адресный характер, направлено конкретному человеку (группе людей), то выбор языковых средств для общения не составляет труда. Начавшись раз, общение по электронной почте может продолжаться сколь угодно долго.

Поскольку мы рассматриваем двунаправленную коммуникацию, организованную в форме диалога, мы не принимаем во внимание возможности электронной почты пересылать письма с прикрепленными файлами, а значит – оперировать большими объемами информации. Объем информации, который может быть передан «в теле письма» достаточно невелик, а значит – позволит решать сравнительно небольшой круг задач.

Исходя из этих особенностей электронной почты, она может быть успешно использована для асинхронного, протяженного во времени общения двух индивидуумов. Таким образом, целесообразным нам представляется использование этого вида общения для работ в паре, а также для индивидуальных консультаций с преподавателем.

Специфика интернет форумов такова, что общение в них представляет собой совместное обсуждение тех или иных вопросов (заявленных в теме форума) и ставит целью порождение нового контента. Обычно - благодаря наличию Профиля пользователя – общение может начинаться прямиком с приветствия, минуя собственно этап представления собеседнику. Если это не первый пост в ветке форума, любой пользователь может подключиться к обсуждению на любом его этапе, не представляя себя, и даже минуя этап приветствия, поскольку этот социальный ритуал - уместный в аналогичной ситуации непосредственного речевого общения (например, семинар) в ситуации интернет общения избыточен, однако при этом фиксируется письменно и хранится в памяти сервера для всех пользователей, посетивших форум.

Зачастую форумы становятся источником нового, полезного контента. Тысячи пользователей предпочитают искать информацию там, где интересующие их вопросы обсуждают специалисты. Форумы читаются как статьи, где авторство той или иной реплики может и не интересовать читающего (несомненно, сама идея совместно редактируемой энциклопедии - Вики - родилась именно из такого опыта совместного порождения нового контента на интернет форумах). Приветствие в данном случае выступает языковой помехой, мешающей целостному восприятию совместно порожденного текста. Общение в форумах также носит "отложенный" во времени характер. Более того - инициированное одними участниками, оно может быть продолжено через значительный промежуток времени совсем иным составом заинтересованных лиц. Выбор языковых средств здесь подчинен целям общения - созданию нового контента. Первое и единственное требование к речи участников форума (мы не станем говорить о само собой разумеющихся вещах, как-то недопустимости бранных слов и выражений) - это её ясность.

Кроме того, технические средства форума позволяют осуществлять размещение больших объемов текста и быстрый поиск по нему (информационная функция), оценку каждого конкретного текста любым из зарегистрированных пользователей (социальная функция), модерацию, т.е. удаление нежелательных сообщений или пользователей (контроль).

Являясь средством асинхронного, протяженного во времени общения двух и более индивидуумов, обладая гибким инструментарием, форум может служить идеальной площадкой для работы как малых, так и больших групп в самых разных темах.

Общение в чатах и общение посредством клиентов служб мгновенной передачи сообщенией (например, ICQ) в отличие от предыдущих типов общения происходит в режиме реального времени. Эта ситуация - реплика, на которую необходимо быстро дать ответ - максимально приближена к ситуации обычного речевого общения. С той только разницей, что определение социального статуса и возраста пользователя затруднено или вовсе невозможно. В подобной ситуации человек опирается на привычный ему стиль речи, не затрудняясь подбором формулировок (служба мгновенных сообщений), одновременно ориентируясь на тот набор языковых средств, который предлагает ему собеседник. Происходит некоторым образом "навязывание" ролей, которое также может быть принято или отвергнуто собеседником.

Но даже назначая чат в учебной группе (ситуация общения, в которой каждый участник знает свою социальную роль: ученик будет использовать в речи слова и выражения официально-делового, научного, а не разговорного стиля, а все участники общения уже знакомы друг с другом очно или заочно), преподаватель ошибочно полагает, что получает ситуацию общения, максимально приближенную к реальной учебной ситуации. Это далеко не так.

В ситуации реального общения присутствуют такие экстралингвистические факторы как мимика, жесты, даже сила голоса (тихо или громко говорит человек). В ситуации общения через чат – в режиме реального времени – ведущую роль начинают играть навыки набора и скорость чтения текста.

В настоящей аудитории при визуальном контакте преподаватель может поддерживать дисциплину жестом и голосом, знакомые с правилами ведения дискуссий учащиеся не станут перебивать выступающего, комментарии могут даваться в пол голоса – всё это обеспечивает порядок в аудитории и гарантирует успешную коммуникацию. Общаясь в чате, собеседники не видят друг друга, следовательно, не могут адекватно оценить ситуацию общения (дождаться следующей реплики или понять, что говорящий закончил речь).

Используя чат, преподаватель должен быть готов к тому, что любая, даже мало относящаяся к теме обсуждения реплика, будет озвучена «в полный голос», т.е. отобразится на экране, общая дискуссия может распасться на несколько частных, а часть участников вообще выпадут из общения. Синхронность общения в чате придает ему стрессовый характер, поскольку требует высокой оперативности и скорости – не всякий учащийся будет готов к этому как морально, так и физически (к сожалению, навыки печати и скорочтения многих учащихся все еще оставляют желать лучшего).

Хотя чат позволяет общаться большому числу пользователей одновременно, общение в слишком больших группах также не будет успешным, поскольку обилие реплик от каждого участника будет способствовать дроблению дискуссии, её уходу в сторону и, с другой стороны, затруднят её восприятие.

Еще один недостаток чата – невозможность просмотра логов чата (истории сообщений) во время общения, а значит невозможность точной цитации, опоры на доводы собеседника и прочих непременных атрибутов дискуссии.

Однако при всех своих недостатках чат может стать идеальной площадкой для проведения мозговых штурмов. Жесткий порядок проведения мозгового штурма, в котором на первом этапе ставится проблема и предлагаются варианты её решения без их обсуждения, вполне подходит для формата электронного чата. Обсуждение результатов, второй этап мозгового штурма может быть продолжен на форуме, после того, как преподаватель предоставит в общий доступ логи (историю сообщений) чата.

Как и почту, чат также можно успешно использовать для проведения консультаций в небольших (3-5, но не более 7 пользователей) группах.

Блоги, построенные по принципу новостных лент (RSS потоков) позволяют осуществлять широконаправленную, асинхронную коммуникацию (наподобие форумов), которая, однако, имеет точку актуальности. Старые сообщения в ленте вытесняются новыми. Линейная структура препятствует быстрому поиску нужной ветки обсуждения. Поиск осуществляется по календарю, в котором можно быстро просмотреть темы сообщений за определенный месяц года и таким образом – найти нужное.

Использование блогов в их первой, новостной, функции представляется наиболее оптимальным.

Таким образом, различные сетевые дискурсы подсказывают различные пути их использования в образовательном процессе. Блог как средство оповещения, форум – как основную обучающую площадку, почту и чат – как средство проведения консультаций и мозговых штурмов.



[1] http://www.krugosvet.ru – статья Дискурс