07.11.2007

Социальные сервисы как образовательная среда

«Социальные связи - это совокупность осознанных и неосознанных, необходимых и случайных, устойчивых и спонтанных зависимостей одних социальных субъектов и объектов от других, их воздействия друг на друга. Это комплекс факторов, обеспечивающих совместную деятельность индивидов в социальных общностях, объединяющий их в функциональное целое, способное к устойчивости и развитию»1.

В нашей повседневной жизни установление социальной связи не зависит от личных характеристик индивида, оно объективно, поскольку постоянная коммуникация является одним из необходимых элементов выживания человека в обществе. Становление социальных связей с детства обусловлено социальными условиями, в которых живут и действуют люди, затем сущность сформированных связей проявляется в содержании и характере действий взрослых людей.

Эта ситуация меняется уже сейчас. Человек получает возможность управлять своим социальным окружением, самостоятельно формируя свои социальные связи.

Непременное условие создания новой социальной связи – пространственный, психический и социальный контакт2. Чтобы образовалась новая социальная связь, требуются два индивида, находящиеся в непосредственном или опосредованном пространственном контакте, заинтересованность индивидов друг в друге (психический контакт) на основе какой-либо ценности, являющейся основой контакта, и взаимодействующие друг с другом по поводу этой ценности (социальный контакт).

Отличие социальной связи от социального контакта состоит в её постоянном, устойчивом характере. На основе устойчивых, продолжительных социальных связей формируются социальные сети.

«Термин социальная сеть был введён в 1954 году социологом из «Манчестерской школы» Джеймсом Барнсом в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе», вошедшей в сборник «Человеческие отношения»»3. Он развил изобретенный еще в 30-е годы подход к исследованию взаимосвязей между людьми с помощью социограмм – визуальных диаграмм, в которых отдельные лица представлены в виде точек, а связи между ними — в виде линий. К 70-м годам окончательно сформировался комплекс социологических и математических методов исследований, которые составляют научный фундамент современного анализа социальных сетей.

Социальная сеть - это социальная структура, состоящая из узлов (примерами узлов могут быть отдельные люди, группы людей или сообщества), связанных между собой одним или несколькими способами посредством социальных взаимоотношений.

В обычном значении этого слова социальная сеть - это сообщество людей, связанных общими интересами, общим делом или имеющих другие причины для непосредственного общения между собой.

Прогресс в области коммуникаций и, конкретно, появление такого феномена как Web 2.0 (сеть второго поколения) и социальных сервисов этой сети привело к формированию и стремительному росту многочисленных социальных сетей, существование и развитие которых уже сложно назвать объективным, поскольку эти сети зачастую 1. не являются непременным условием выживания человека, 2. формируются самими участниками, по субъективным признакам и предпочтениям, 3. третье отличие, также привнесенное спецификой электронного общения, это характер связей социальных сетей, формирующихся в сети Интернет – ориентация на формирование горизонтальных связей.

Горизонтальные связи — это связи между двумя или более равными по положению в иерархии или статусу частями или членами сообщества. Формирование горизонтальных связей способствует успешному взаимодействию как отдельных индивидуумов, так и сообществ при решении возникающих между ними проблем.

Горизонтальные связи создают ряд важных преимуществ:

  • экономят время и повышают качество взаимодействия;

  • развивают самостоятельность, инициативность и мотивацию, ослабляют страх коммуникации.

В Интернете социальная сеть — это программный сервис, площадка для взаимодействия людей в группе или в группах. Теоретически в качестве подобия социальной сети можно рассматривать любое онлайновое сообщество, члены которого участвуют, например, в обсуждениях на форуме. Социальная сеть также образуется читателями тематического сообщества, созданного на любом сервисе блогов. Многие профессиональные сообщества превратились в инструмент поиска людей, рекомендации сотрудников и поиска работы. Социальные сети в их современном виде имеют целый ряд дополнительных возможностей, по сравнению с существовавшими ранее инструментами общения пользователей.

При этом социальные структуры внутри социальных сетей не носят какого-либо четко выраженного характера. Социальная структура – внутреннее устройство общества или социальной группы; упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, социальных институтов и отношений между ними. Социальные группы формируются с упором на следующие факторы:

    • Пол

    • Возраст

    • Образование

    • Профессия

    • Проживание

    • Социальные ценности

из которых в условиях виртуального общения большая половина теряет смысл, поскольку пользователь зачастую никак не обозначает свою социальную принадлежность к той или иной группе, но выбирает группу сам, ориентируясь в первую очередь на собственные профессиональные (или личные) интересы и социальные ценности. Ученик, зарегистрированный в социальной сети Мой Круг (http://moikrug.ru) может одновременно принадлежать и сети учеников его родной школы (равно, как и выпускников, и педагогов – напоминаем, социальные сервисы Интернета ориентированы на построение горизонтальных связей, и не ставят своей целью отображение иерархии внутри социальной сети, даже если таковая иерархия – учитель-ученик – существует в действительности), и сети пользователей, профессионально заинтересованных, например, в программировании. Причем его статус в данной сети будет определяться не полом или возрастом, а исключительно его профессиональной компетентностью.

Более того, эти две части его личности могут вовсе не соприкасаться друг с другом в рамках сети. В Интернете пользователя идентифицирует формальное, часто сокращенное имя, ник (от англ. nickname — уменьшительное имя, прозвище, кличка) и один пользователь может выступать под разными именами, создавая таким образом несколько виртуальных персонажей. Он может делать это в целях соблюдения конфиденциальности и тайны личности, либо просто из желания формально разграничить свои общественные и личные сферы интересов.

Социальные же ценности индивидуума могут быть четко выявлены лишь в конфликтных ситуациях столкновения интересов и мировоззрений, либо в том случае, если пользователь сам их активно позиционирует, ведя активную общественную или политическую жизнь в сети.

Интернет, не имеющий пространственных и культурных границ, в качестве стандарта общения выбрал сетевой этикет, в основе которого лежат общечеловеческие ценности.

В этих условиях такие относительно стабильные закономерности социальной жизни, как, например, ролевое поведение, организационные модели и социальное расслоение либо не работают вовсе, либо моделируются самим пользователями по взаимному согласию (предварительной договоренности – ролевое поведение, либо в результате накопления некой истории отношений, своеобразного стиля общения, часто жаргона, что в совокупности и служит средством опознавания «свой-чужой»).

С одной стороны, социальная структура есть система отношений, организующих общество в единое целое, то, что держит общество воедино, не давая ему рассыпаться на отдельные элементы - группы-агрегаты или изолированных индивидуумов. С другой стороны, социальная структура - это совокупность статусов, групп, слоев или классов, организованная в иерархическом порядке, то есть не равных в том, что касается доступа к ресурсам, которыми обладает социальная система. Достижение таких социальных благ, как престиж, образование, информация, самореализация и даже профессиональная карьера в сети практически ничем не ограничено и зависит от инициативы пользователя. То есть практически отсутствует социальная стратификация – неравенство социальных групп в обществе.

Несмотря на отсутствие четких социальных структур, горизонтальную организацию связей и практически неограниченный доступ к любым ресурсам социальные сети web 2.0 – это весьма стабильные образования, проявляющие тенденции роста и развития.

Стабильность социальных сетей web 2.0 обеспечивают так называемые социальные сервисы, служащие не только установлению и поддержанию связей между пользователями сети Интернет (см. выше: пространственный и психический контакт), но и обслуживающий совместное достижение каких-либо ценностей (социальный контакт).

Всю совокупность ценностей, ради достижения которых пользователи объединяются в социальные сети, мы будем называть контентом.

В начале развития сети Интернет, термин «контент» определялся как информационное наполнение сайта. Подразумевалось, что, создавая сайты в Интернете, авторы наполняют их каким-либо полезным содержанием, индексируют страницы в поисковых системах, чтобы пользователи могли быстро найти нужную им информацию. При этом осуществлялось четкое разделение пользователей сети на активных и пассивных: тех, кто создает контент, владеет достаточными знаниями и технологиями, чтобы выложить его в сеть, и тех, кто лишь ищет контент, но при этом сам не создает его, либо не обладает навыками, необходимыми для его размещения. Акцентируем внимание на то, что одно из обязательных условий успешного размещения контента в сети – это индексация его поисковыми машинами (возможность найти его в принципе). Уже на этом этапе, социальная стратификация, связанная с общественным распределением результатов труда, либо не была заложена вовсе (открытый контент, выложенный в свободном доступе), либо не окупала себя настолько, чтобы стать массовым явлением (закрытый контент, доступный, для ограниченной группы пользователей в основном – дистанционные курсы обучения).

Такая ситуация обусловлена самой природой сети Интернет – это организационная основа для разных исследовательских и консультативных групп, которые в свою очередь способствуют развитию сети Интернет. Это структура, имеющая тенденцию к постоянному росту в геометрической прогрессии.

Исторически сеть Интернет образовалась как социальная сеть, обслуживающая нужды коммуникации, а не как простое хранилище данных, которым она была на описываемом нами этапе развития. Задача, поставленная Министерством обороны США перед Агентством передовых исследовательских проектов, заключалась в создании надежной системы передачи, но не хранения данных. В 1969 году в Калифорнийском университете в Лос-Анджелосе был установлен первый сервер, а уже к 1971 – разработана первая программа для отправки электронной почты.

Изначально предназначенная для обмена сообщениями между двумя абонентами, после небольшой модификации она позволила обмениваться информацией группе людей – это группы и списки рассылки.

Следующим этапом развития систем общения стали телеконференции или группы новостей. Эти сервисы решали проблемы хранения, группировки (а, значит, и поиска) и доступа к сообщениям. Появились истории обмена сообщениями, которые имели свой постоянный адрес в сети.

Поскольку все большее число пользователей работало в Интернете в режиме постоянного присутствия, то к 1988 году появляется сервис общения в режиме реального времени, когда абонент получает сообщения в пределах нескольких секунд после его отправки – Internet Relation Chat или Чат.

В 1989 году в Европе, в стенах Европейского совета по ядерным исследованиям родилась концепция Всемирной паутины – «глобальное информационное пространство, основанное на физической инфраструктуре Интернета и протоколе передачи данных HTTP. Всемирная паутина вызвала настоящую революцию в информационных технологиях и бум в развитии Интернета. Часто, говоря об Интернете, имеют в виду именно Всемирную паутину. Для обозначения Всемирной паутины также используют слово веб»4.

Тогда, помимо сайтов, предназначенных для хранения контента, появились сервисы, ориентированные на общение: гостевые книги и форумы.

Общение людей, объединенных в группу не по объективным признакам пола, возраста, социального статуса, а по субъективно выбранным ценностям, ради которых пользователи объединились в сеть, предполагает одну основную тему для общения – контент. Эта форма общения является развитием идеи телеконференций. Сообщения пользователей в форумах группируются по темам, которые задаются, как правило, первым сообщением. Все посетители могут увидеть тему и разместить свое сообщение — в ответ на уже написанные. Исторически первые форумы появились как усовершенствование гостевых книг и организовывали сообщения в ветви — так же, как и в телеконференциях.

Контроль и обработка информации имеет несколько цикличных стадий развития: запись информации (в данном случае информация хранится на сайте по постоянному адресу), ознакомление с зафиксированным материалом (пользователь приходит на сайт, поскольку его конечной целью является поиск контента) – эти первые два этапа обеспечивает сайт. Гостевые книги и форумы появились в результате стремления человека к общению, к получению поощрения за свой труд, однако вполне закономерно они стали площадками для обсуждения контента – это третий этап, этап осмысления, в данном случае коллективного осмысления информации, для порождения и фиксации своих мыслей, перечитки своих мыслей (причем одно присутствие других пользователей существенно увеличивает их критическую оценку самим автором, не говоря уже о том, что новые мысли часто становятся предметом споров и дискуссий). В результате происходит порождение идей, замыслов, впечатлений (именно коммуникация придает особую значимость, процессу порождения мыслей и идей вплоть до Интернет зависимости – стремления скорее прочитать ответ на свою реплику, скорее привести новый аргумент). В конце концов происходит переработка информации и фиксация идей нового уровня – условно говоря, порождение нового знания или нового контента. Причем процесс этот носит коллективный характер, может быть инициирован одним пользователем, а завершен – другим.

Создание нового контента в рамках форумов требовало его включения в поисковые системы. Более того – поиск по форумам зачастую оказывался более релевантным, нежели поиск по сайтам. Сосредотачиваясь на узкой проблеме, посетители сайта часто искали, находили или – условно говоря –порождали контент, вполне раскрывающий все её аспекты.

К сожалению, именно из-за своей сложной структуры, отображающей цикличный процесс обработки информации, поиск по форумам затруднен обилием малозначимой, дублирующейся информацией и сложностью, а иногда и невозможностью постороннему пользователю вычленить из дискуссии основное, существенное, полезное.

Все эти факторы, плюс возросшие технические возможности привели к созданию сетей второго поколения – сетей web 2.0 и социальных сервисов, призванных упросить и сделать максимально удобным размещение нового контента.

Одно из определений, данных сетям второго поколения, их идеологом Тимом О’Рейли: web 2.0 – это сеть как платформа. Ни web 2.0, ни социальные сервисы не требуют от пользователя каких-либо специальных навыков (например, знания языка гипертекстовой разметки) или предустановки какого-либо программного обеспечения. Всё, что необходимо для успешной работы в web 2.0 – это операционная система, подключение к сети Интернет и браузер (программное средство, по умолчанию присутствующее в любой операционной системе, рассчитанной на персональное использование). «Сеть как платформа» обозначает, что процессор, программная поддержка, аппаратные средства, программное обеспечение и многое другое, обеспечивающее контакт и успешное взаимодействие пользователя со средой web 2.0 предоставляется самой же средой. Это еще одна причина, по которой web 2.0 стирает социальную стратификацию пользователей – абсолютно все имеют абсолютно одинаковые инструменты и возможности для работы в сети.

Одновременно происходит регистрация пользователей социальных сервисов. На каждого участника заводится учетная запись, куда он вносит идентифицирующие его сведения. Природа социальных сетей такова, что чем больше связей образуется внутри них, тем они устойчивее и жизнеспособнее. Само развитие социальной сети заключается в формировании новых связей, и чем больше характеристик пользователя предоставлено, тем в большее число связей он может вступить. Например, дополнительные данные о себе предусматривают список личных интересов пользователя.

Немаловажную роль в социальных сервисах играют так называемые метаданные – информация об информации, данные, описывающие другие данные. В сети человек выступает как информационная система, и тот набор характеристик, которые он может и хочет о себе дать – является информацией о человеке, описывающей его, как сложный информационный объект.

Так социальные сервисы становятся инструментом самоидентификации и позиционирования, что немаловажно на любом этапе становления и развития личности, к тому же дает комплексный взгляд на самого себя, оценку как бы со стороны.

Как уже говорилось выше, социальные сети служат не только поиску социальных контактов, но эти социальные контакты осуществляются ради приобретения неких общих ценностей – контента. Для удобства поиска и людей, и контента используются так называемые теги – ключевые слова метки, описывающие данные, т.е. по сути являющиеся метаданными. Кроме текстового контента, составлявшего основной массив информации в эпоху становления сети Интернет, появилась возможность создания и размещения в сети видео, аудио, графического, символьного, динамического и прочих типов контента, совмещающих в себе разные варианты наглядности. Если поиск внутри текстового контента мог осуществляться по собственно его содержанию, поисковыми машинами, то распознавание и идентификация аудио или видео контента может быть выполнена только пользователями.

Таким образом, доступность контента становится в некоторой мере заботой пользователей – грамотный подбор ключевых слов тегов, а также текстовое комментирование контента (например, отзывы пользователей) обеспечит лучшую его индексацию поисковыми машинами.

Одним из принципов социальных сетей становится принцип ответственности каждого за сам контент и его описание. Причем, здесь вступают в силу принципы социального взаимодействия внутри сети, которое направлено на взаимопомощь и взаимовыгодное сотрудничество. Имеется в виду не личная ответственность каждого за лично созданный им контент, а коллективная работа по его улучшению (что вписывается в схему обработки информации: фиксация – переосмысление – фиксация новой информации).

В конце концов это привело к созданию принципиально нового вида контента – коллективных гипертекстов, создающихся группой авторов, как правило, это пользователи сервиса, предоставляющего такую возможность (сайтов, построенных на системе Вики), иногда – любой, даже не зарегистрированный в сервисе пользователь сети. Первый Вики сайт был создан в 1995 году и имел своей целью сбор и хранение образцов программного кода, но уже в 2001 году была создана свободная энциклопедия – Википе́дия (англ. Wikipedia).

«На данный момент Википедия считается самой полной энциклопедией из когда-либо создававшихся — по объёму сведений и тематическому охвату. По состоянию на июль 2004 года в английском разделе было 0,3 млн статей; в апреле 2005 — уже более 0,5 млн, а в сентябре 2007 — более 2 млн. Второй по количеству статей — немецкий раздел, в нём с июня 2007 года свыше 0,6 млн статей. Ещё 15 разделов содержат свыше 100 тыс. статей, в их число входит и русская Википедия (текущее число статей — 212 128). Порядка трёх десятков разделов содержат от 20 000 до 100 000 статей. Всего около 50 разделов Википедии содержат свыше 10 000 статей, ещё около 80 разделов Википедии содержат от 1000 до 10 000 статей»5.

К сожалению, далеко не все ресурсы предоставляют возможность редактирования контента. Одно из условий функционирования Википедии – сравнительно простой код, а значит высокая функциональность при несложном дизайне и управлении. Поскольку Интернет все больше ориентируется на комплексное преподнесение информации по максимально возможному числу каналов передачи информации, его дизайн в целом имеет тенденцию к усложнению. Редактировать графические, а также видео и аудио материалы, не нарушая их смысловой компоненты можно лишь в известных пределах – улучшая качество картинки или звука. Поэтому основным инструментом социального мониторинга контента остаются теги. Одинаковые теги (ключевые слова) успешно связывают однотипный. Относящийся к одной тематике контент в пределах самого социального сервиса, на котором этот контент размещен, однако его поиск через поисковые машины может быть всё ещё затруднен либо не релевантен – не соответствовать запросам пользователей.

Однако, привязка контента к постоянному адресу в сети, создает возможность коллекционирования, каталогизации и комментирования коллекций ссылок на различный контент. Так появились и сейчас успешно функционируют так называемые сервисы социальных закладок. Помимо обслуживания удобства навигации в Интернете, система социальных закладок дает своему пользователю ряд преимуществ: 1. уверенность в себе и своей памяти (все, что необходимо – сложено по одному адресу, который можно набрать в любой момент), 2. сосредоточение на интересующей теме (система каталогизации посредством тегов), 3. интеллектуальная работа с материалом (для грамотной каталогизации с материалом нужно как минимум ознакомиться), 4. повторение (часть закладок становится «рабочими», идет постоянное обращение к одному и тому же или периодически обновляемому контенту по одной или нескольким темам). Эти четыре пункта составляют простейший алгоритм запоминания.

Интересен тот факт, что появляются сервисы, призванные охватить не сетевой контент. Пользователи собираются в группы, целью которых становится описание, каталогизация и оценивание объектов вне сетевой действительности: дорог, магазинов, книг.

На основании всего выше сказанного можно заключить: социальные сети web 2.0 и социальные сервисы ориентированы на поиск, фиксацию, осмысление информации и порождение и изучения нового контента, что делает их мощным образовательным инструментом, который может и должен быть освоен современными педагогами.

1 Социальные сети – Азбука социальных сетей: http://www.social-networking.ru/

2 Фролов С.С, Социология, Русский гуманитарный Интернет университет: http://www.vusnet.ru/biblio/archive/frolov_soc/default.aspx

3 Википедия, статья Социальная сеть - http://ru.wikipedia.org

4 Википедия, статья Всемирная паутина: http://ru.wikipedia.org

5 Википедия, статья Википедия: http://ru.wikipedia.org

Комментариев нет: